Как ветер меряют?

Полезные ссылки:
Метеоцентр.Азия - наш сайт с высокодетализированными прогнозами погоды по пунктам России и мира
Облегчённая версия Метеоклуба (для смартфонов)

Как ветер меряют?

Сейчас в Метеоклубе:
Участников - 2 [ Ottomin, kostian ]
Максимальное одновременное количество посетителей: 6 [21 Сен 2019 20:09]
Гостей - 0 / Участников - 6

 - Начало - Ответить - Статистика - Регистрация - Поиск -
МЕТЕОКЛУБ : независимое сообщество любителей метеорологии (Европа и Азия) : ФОРУМ О ПОГОДЕ И ПРИРОДЕ / Метеорологические приборы и методики наблюдений / Как ветер меряют?
. 1 . 2 . >>
Автор Сообщение
lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 31 Авг 2006 21:53


Впервые на сайте, привет всему метеобществу. Есть вопрос - вроде простой, но пока ответа не нашел: как сейчас измеряется ветер на станциях, например ВВЦ, МГУ, Шереметьево. Какие приборы, приемы? Если кто богат ссылками, киньте пожалуйста.

Собственно интересует вот что: как правило, ветер в сводках дается одной безликой цифрой, "3 м/с" например. В базах данных, в т.ч. зарубежных, то же самое. Что это, средняя величина? За какой период - 3 минуты? 5 минут? 10? Что требует методика гидромета? Как реально измерения идут (если не секрет)?

Я работал какое-то время на метеостанции на военном аэродроме, но в смысле измерений это было не показательно - колышется стрелка, угадываешь среднее на глазок, и всё. НМС напрочь забыл - прошло лет 20, даже спросить некого. А нужно знать - правда, теперь уже не для дела, а так, хобби имеется :)

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 1 Сен 2006 11:35


lalex
Приборов для измерения ветра есть множество, но суть одна:

1. Устанавливается мачта на открытом месте вдали от препятствий - зданий и деревьев (желательно на расстоянии не менее 10-кратной высоты препятствий, если они сплошные, и 5-кратной, если они разрозненные).
2. На мачте крепится датчик (скорости и направления ветра) на высоте 10-12 м от земли (именно земли, а не крыш, сараев и т.п.),
соединённый кабелем с пультом, установленным в помещении метеостанции.
3. На пульте, как правило, есть кнопки, позволяющие опеределить
а) среднее направление ветра за 2 минуты,
б) среднюю скорость ветра за 2 минуты,
в) максимальный порыв ветра за 2 или 10 минут.

Вот эти данные и включаются в сводки. В ряде случаев ещё определяется макс. порыв ветра за последние 3 часа.

Подчеркну, что на ряде городских метеостанций (типа ВВЦ) пункт №1 не соблюдается, поэтому скорость ветра занижена в разы!
Достоверные качественные наблюдения за ветром (а так же явлениями погоды, видимостью, облачностью) дают только авиационные метеостанции, расположенные в аэропортах - на открытом месте вне города.

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 1 Сен 2006 15:36


Спасибо, я так примерно и думал. Методика, как всегда у нас, вполне приличная. Значит, остается вопрос ее соблюдения.

Если б знать хотя бы несколько станций по Европейской части, где точно наблюдения ветра проводятся строго по методике? а то приходится гадать по многолетним рядам. По ним похоже, что занижены показания не только на ВВЦ :( Коплю БД по ветрам, статистика и все такое, из-за этого вопросы и вылезают.

Аэропортовские данные... А по ним архивы бывают? Может, там и порывы есть? Полезу глядеть, спасибо за мысль.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 1 Сен 2006 17:17


lalex
Аэропортовские данные... А по ним архивы бывают?

Бывают, но небольшие. На Метеоцентре, например, только за месяц.
А по ряду "обычных" станций - есть архивы за несколько лет, см. здесь:

http://meteocenter.net/weather/ussr_fact.htm


Если б знать хотя бы несколько станций по Европейской части, где точно наблюдения ветра проводятся строго по методике? а то приходится гадать по многолетним рядам. По ним похоже, что занижены показания не только на ВВЦ

Ну при желании несложно проверить те или иные станции на "вшивость"! Это называется "критконтроль". Нужно выбрать по архивам такой день, когда в значительном по размерам регионе ЕТР были сильные ветра (средняя скорость 8-10 м/с и более) - "паршивые" станции сразу проявят себя - на них скорость ветра будет более чем на 40-50% меньше чем на соседних (расхождения до 30% ещё допустимы).

misha
Участник
Письмо
Украина, восточный Донбасс
# Дата: 1 Сен 2006 17:48


Corvus

"паршивые" станции сразу проявят себя

я именно такой способ и предложил было, но вытер после раздумий. ;-)

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 1 Сен 2006 18:20 - Поправил: Corvus


А вот, кстати, ещё на тему ветра нашёл сегодня интересные материалы.

Когда была самая крупная судовая катастрофа на Байкале?

В конце сентября 1902 г. в районе Малого моря сильно пострадал пароход <Александр Невский>, погибли буксируемые им баржи, на которых возвращались с путины рыбаки с семьями. Катастрофа произошла перед мысом Кобылья Голова, при выходе из Малого моря в Малые Ольхонские Ворота. Ветер сарма развился так стремительно и был таким сильным, что пароход вынужден был обрубить буксиры и оставить баржи на произвол судьбы. Одну баржу, что шла последней, выбросило на песчаную отмель, и люди на ней спаслись. А две других баржи выбросило на камни у мыса Кобылья Голова. Было уже холодно, баржи сильно обледенели и даже те из немногих людей, которым удалось выбраться на берег, погибли от переохлаждения.

Основная же причина катастрофы - недостаточное знания капитаном судна природных особенностей Байкала. Хотя сарма развивается стремительно, но ее природные предвестники, особенно в этом районе, всегда есть. Над вершинами гор собираются неподвижные тучи, и ветер начинается, как только образуется небольшой просвет между вершинами гор и нижней кромкой облаков. Местные жители называют этот просвет воротами. Если ворота открылись - через 20-30 минут начинается ветер. Вот этот промежуток времени уже достаточен, чтобы изготовиться к встрече со стихией. А скопление неподвижных туч, темных, как дождевые облака, начинается за 2-3 часа. Всего этого капитан пострадавшего судна не учел, или пренебрег, стремясь быстро обогнуть мыс Кобылья Голова, чтобы укрыться в одной из бухт в проливе. Но просчитался, дорого заплатив за это жизнями людей (погибло 172 человека). Само судно чудом сохранилось, стоя у подветренного берега на двух якорях с двигателем, работающим на полный вперед.



http://www.icc.ru/gal/b27.htm



Сарма - сильный шквалистый ветер, вырывающийся из долины впадающей в Малое Море реки Сарма, разновидность боры. Холодный арктический воздух с Приленской возвышенности, переваливаясь через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к Байкалу долину реки Сарма - природную аэродинамическую трубу, на выходе из которой достигает ураганной скорости.

Сарма может непрерывно дуть несколько суток, ветер при этом бывает настолько силен, что валит деревья, переворачивает суда, срывает крыши с домов и сбрасывает домашний скот с берега в море. Крыши домов в поселке Сарма, расположенном в долине одноименной реки, жители привязывают к земле. Этот ветер наиболее част и свиреп осенью и зимой. В среднем, в ноябре сарма дует 10 дней, в декабре - 13. Обычно сарма охватывает Малое Море и западную часть Байкала, но иногда может ощущаться и на восточном берегу озера. Скорость ветра нарастает скачкообразно и быстро достигает ураганной силы.

Признаком надвигающейся сармы служат слоисто-кучевые облака с резко очерченными границами, собирающиеся над вершинами Приморского хребта вблизи Сарминского ущелья. Обычно от начала концентрации облаков до первого порыва сармы проходит 2-3 часа. Последним предупреждением является открытие "ворот" - появление просвета между вершинами гор и нижней кромкой туч. Иногда заметны клочья облаков, устремляющиеся вниз по горным склонам. Ветер налетает через 15-30 минут после этого.






http://www.magicbaikal.ru/info/winds.htm

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 2 Сен 2006 22:35 - Поправил: lalex


Да, спасибо, собственно я и занимаюсь отсевом, по несколько упрощенной методике. Данные натаскал с meteo.infospace... Вопрос потому и возник, что за последние 6 лет я по роду деятельности был свидетелем не одного десятка штормов (> 20 м/с), а в базе данных они находят слабое отражение. Боюсь, большинство станций серьезно занижают или попросту "пропускают" ветер: например, когда "дует", весь гидромет дает раза в два меньше чем независимые авто-метео-станции. Однако по последним нет архивов, методики разные, да и мало их. Одна надежда на авиаторов: пожалуй, стоит на них сосредоточиться. Еще приморские города, может, стоит отобрать.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 3 Сен 2006 10:14


весь гидромет дает раза в два меньше чем независимые авто-метео-станции. Однако по последним нет архивов, методики разные, да и мало их.
lalex

В том-то и дело, независимые метеостанции в 99% случаев установлены с грубейшими нарушениями методик. Чаще всего люди, купив цифровую метеостанцию, не имеют никакого понятия, как правильно её установить.

http://meteocenter.net/meteoclub/index.php?action= vthread&forum=7&topic=241&page=0#19

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 3 Сен 2006 18:59


Согласен, конечно, всежки я метеоролог, хоть и бывший. Сеть нужна.
Правильно обсуждаются АМС, но видели б вы, какие "приборы" умельцы мастерят "на коленке" для регистрации ветра... Вплоть до гаек на тесемке с выдачей показаний в сеть :) И работает, и пользу дает. Все по той же вышеописанной причине :(

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 5 Сен 2006 20:32





Eesti Energia приступила к измерению ветра на северном побережье Чудского озера

07/07/2006

Позавчера на северном побережье Чудского озера на алайыэской мобильной мачте Eesti Energia установила ветромер с целью изучения потенциала региона для сооружения возможного ветрового парка.

Рабочие фирмы Eltel Networks прикрепили на алайыэской мобильной мачте ветромер, который начнет измерять скорость и направление ветра как минимум в течение одного года. После достаточных результатов измерения можно будет решить, насколько экономически целесообразно и в какой форме возведение близ Чудского озера ветровой электростанции.





http://www.vedomosti.ee/view.php?id=3070706482

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 5 Сен 2006 20:38


Интересная ремарка в инструкции к швейцарскому анемометру.





Вы приобрели уникальный высокоточный измерительный прибор произведенный по современной технологии. Он был
сконструирован так чтобы интенсивно использоваться .Тем не менее , для того чтобы сохранить его функциональность и точность рекомендуем обращаться с ним аккуратно и уделить внимания данной инструкции.


SKYWATCH® Xplorer оснащен импеллером-крыльчаткой и сенсорами, позволяющими проводить измерения на открытом воздухе. Прибор обеспечит вас важной информацией для занятий на открытом воздухе таких как дельта и пара планерный спорт, туризм, горный туризм, ,водные виды спорта. Он покажет текущую и максимальную скорость ветра (Xplorer 1, 2, 3 and 4), температуру окружающей среды и коэффициент комфортности( Xplorer 2, 3 and 4),имеет электронный компас(Xplorer 3 and 4) а также измеряет высоту, давление, тенденции в изменении давления(Xplorer 4).



Измерители SKYWATCH® Xplorer рассчитаны выдерживать кратковременное погружение в воду на глубину до 1 м.

Важное замечание!

Этот прибор является только вспомогательным средством для пользователей на открытом воздухе. Но он не может заменять указания и предупреждения местной метеорологической службы .Это обозначает что вы должны регулярно проверять и сравнивать измерения вашим прибором с информацией получаемой от метеослужбы.

Атмосферные условия иногда могут меняться очень сильно и это может происходить очень быстро. Солнечная погода например может перейти в сильную грозу за полчаса и даже меньше. Вы должны всегда следовать основным правилам безопасности когда занимаетесь активностью на открытом воздухе.


JDC ELECTRONIC SA не может нести ответственность за любые последствия ,прямые или косвенные, за любое принесение ущерба , которые могут возникнуть в результате использование этого прибора.





http://www.anemometer.ru/xplorer/rusman123.htm

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 5 Сен 2006 21:55 - Поправил: lalex


разумеется. Так мы собственно (яхт-серф-кайт-пара-спортс-мены) ветер и меряем. То есть при любом удобном случае бежим сравнивать. Тарировать. Синхронизировать. Одна из забавных, но действенных методик - по спидометру автомобиля :) Очень жаль, что в большинстве приборов нет подстройки.

Скайуотч, кстати, самые популярные из ручных, но и самые дорогие. Сравнивали неоднократно разные ручные анемометры, в т.ч. старые советские, разброс 1-2 м/с, это плохо. Хорошо, что примерно совпадает с данными "дорогих" АМС. На них, к слову, есть пробы установки станций "мобильной погоды" - снимается датчик, соединяется с мобильником, и дает данные в сеть. Достаточно дешевый ресурс, и очень детальные данные, почти "рисунок ветра". В москве была такая точка, но уже полгода на ремонте: www.silavetra.ru

Вопросик, уважаемые - я думал, найти аэропортовскую погоду легко. Нашел, но друзьям не могу порекомендовать - вся она кодированная. Я-то ее понимаю, могу и с листа, а вот товарищам по несчастью... Какой сайт публикует РАСКОДИРОВАННУЮ погоду по аэропортам? Есть ли такой... Кроме hmn, не нашел сервиса.

kostian
Участник
Письмо
Минск. Не хочу в Сиэтл. Хочу на Сахалин!
# Дата: 5 Сен 2006 22:04


lalex
Какой сайт публикует РАСКОДИРОВАННУЮ погоду по аэропортам

Ответ: сайт, на котором вы сейчас находитесь.

Corvus
Очень скептически отношусь к анемометрам с крыльчаткой, у меня сложилось мнение, что они годятся только для малых скоростей ветра. К тому же, крыльчатку нужно ставить перпендикулярно воздушному потоку, что вносит дополнительные сложности и погрешности. А вот чашечный анемометр этих недостатков лишен.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 6 Сен 2006 11:22


lalex

Вы меня очень удивили...


Какой сайт публикует РАСКОДИРОВАННУЮ погоду по аэропортам

Метеоцентр, какой же ещё!!!

http://meteocenter.net/weather/


ПОГОДА СЕГОДНЯ, СЕЙЧАС, прошедшие ДНИ, НЕДЕЛЯ, МЕСЯЦ (ежечасно)

ПОГОДА в основных городах СНГ - РОССИЯ, УКРАИНА, БЕЛАРУСЬ, КАЗАХСТАН...(открытый текст)



http://meteocenter.net/weather/russia_current.htm

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 6 Сен 2006 11:26


Очень скептически отношусь к анемометрам с крыльчаткой, у меня сложилось мнение, что они годятся только для малых скоростей ветра. К тому же, крыльчатку нужно ставить перпендикулярно воздушному потоку, что вносит дополнительные сложности и погрешности. А вот чашечный анемометр этих недостатков лишен.
kostian

Возможно, Вы и правы. Но 80% анеморумбометров, используемых на метеостанциях РФ и СНГ (как обычных, так и авиационных) вот уже лет 30 - именно анемометры с крыльчаткой (М-49, М-63, датчики КРАМС) - в виде самолётика без крыльев (хвост с килем, "фюзеляж", и крыльчатка в носу), самоориентирующегося перпендикулярно потоку - и весьма успешно.

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 6 Сен 2006 15:12


Прошу прощения, с ходу не сообразил. Сгоряча залез в 27-й район, а там аэропортов нет. Надо было в центральный, вот сюда: http://meteocenter.net/weather/cen_fact.htm
Правда, задержка публикации составляет 6-8 часов. Все равно спасибо большое :)

Насчет чашечных роторов - они применяются, насколько я знаю, в ручных анемометрах. Стационарно их применять трудно - осадки и снег снижают точность. Крыльчатки с флюгерной системой поворачиваются куда надо без задержек, надежны, и заслуженно везде распространены, особенно там, где нужна высокая точность - в морских портах, аэропортах, яхт-клубах и т.п. Хотя работ по сверке показаний я не встречал, признаться. Было бы интересно.

Еще важна наверно степень инертности пропеллера (маховика), но это уже дело техников, без них разобраться трудно, как оно влияет.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 6 Сен 2006 15:45


Правда, задержка публикации составляет 6-8 часов.
lalex

Стоп, какие ещё 6-8 часов? Опять удивляете...
Там же чёрным по белому написано:

Время всемирное (UTC). Для получения московского зимнего времени нужно прибавить 3 часа, для летнего времени 4 часа.

То есть задержка примерно 1-2 часа (кстати, с такой же оперативностью поступают карты погоды в низовые подразделения Росгидромета).

Сейчас 15:44 мск, на сайте доступны данные аэропортов за 11 УТЦ/15 мск.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 6 Сен 2006 15:48


Хотя работ по сверке показаний я не встречал, признаться. Было бы интересно.
lalex

В любом случае, прежде чем внедрять приборы на сеть Госкомгидромета, они проходили длительные испытания и исследования (в аэродинамических трубах и т.п.), люди защищали по этим приборам диссертации... Этим занимается (ещё с 19 века) питерская организация - Главная Геофизическая Обсерватория (ГГО).

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 8 Сен 2006 22:03


Да, правда UTC, спасибо еще раз.

wakula
Участник
Письмо
Украина, Миргород
# Дата: 22 Сен 2006 22:47


То есть задержка примерно 1-2 часа (кстати, с такой же оперативностью поступают карты погоды в низовые подразделения Росгидромета).
Corvus
А вот rp5.ru в оперативности продвинулись дальше - 30 минут.
http://rp5.ru/archive.php?wmo_id=28807

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 23 Сен 2006 08:08


А вот rp5.ru в оперативности продвинулись дальше - 30 минут.
wakula

Да, они же за деньги напрямую данные из ГМЦ РФ получают, а я бесплатно из межд.обмена (Вашингтон).

Но, во-первых, на сеть факсимильные кольцовки приходят с оперативностью не лучшей чем на Метеоцентре (1-2 часа после срока) - а сырой КН-01 на сети мало где используют (только в крупных метеоцентрах, где стоят программы типа ГИСметео и т.п. для построения карт на месте).
Во-вторых, на сайте РП5 нет сводных списков погоды (много городов на одной странице), которыми столь удобно пользоваться на Метеоцентре, например
http://meteocenter.net/weather/russia_current.htm

Meteoliubitel Vitaliy
Участник
Письмо
Гомель (Беларусь) realmeteo.by
# Дата: 22 Май 2007 18:13


Мне очень интересно узнать, как на полюсах измерить направление ветра? что считать за нулевую точку отсчёта (т.е. направление в 360 градусов)?

slava31
Участник
Письмо
Лиски
# Дата: 22 Май 2007 20:46


Meteoliubitel VitaliyМне очень интересно узнать, как на полюсах измерить направление ветра? что считать за нулевую точку отсчёта (т.е. направление в 360 градусов)?
так как на сев полюсе все дороги ведут на юг ,то и ветер там все время южный ИМХО

kostian
Участник
Письмо
Минск. Не хочу в Сиэтл. Хочу на Сахалин!
# Дата: 22 Май 2007 20:57


Условно можно считать ветер со 180-го меридиана, к примеру, северным, с 0-го - южным и т.д. Кстати, если стоять с gps-навигатором точно в точке северного полюса, то мы заметим, что нас достаточно быстро течением сносит на юг. Поэтому, чтобы остаться на полюсе, нужно постоянно шагать по льдине против течения.

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 22 Май 2007 23:28 - Поправил: lalex


как на полюсах измерить направление ветра

Это просто - согласно методике наблюдений, разработанной небезызвестным Х.Б. Врунгелем в первой половине прошлого века, наблюдатель должен отойти на шаг от математической точки полюса. Направления сразу появляются, и можно брать в руки вертушку.

Поскольку льды и правда дрейфуют, то можно не делать этот шаг, а выждать минут пять, это даст точно такой же результат.

В какой момент делать шаг или за сколько до срока наблюдения вставать на точку, зависит, как вы уже догадались, "от личных способностей наблюдателя" (C) - Х.Б.В., капитан дальнего плавания.

:D:D:D

LESS
Участник
Письмо
Приокский лесс на юге МО
# Дата: 23 Май 2007 09:32


В географии, как я заметил, масса замечательных мест, где что-нибудь (какой-нибудь параметр) пропадает: Полюса, Экватор, Гринвич...

lalex
Участник
Письмо
Москва+Крым
# Дата: 23 Май 2007 15:23


Это не в географии, в геодезии. В географии другие места знаменитые - например, Панамский канал. Как известно, его восточный вход находится западнее западного :) НО это совсем другая тема.

Corvus
Автор сайта
Письмо
Владимир (г. Байконур)
# Дата: 22 Ноя 2007 18:53


Получено по эл. почте:


Доброго Дня.
Пока я не получил регистрацию, прошу выставить данную тему на форуме.

Есть софт отображения данных метеодатчиков - МиниКрамс, Maritor и др. Одни дороги, другие не наглядны.

Необходимо видеть в графике положение собственного объекта по курсу, вектор истинного и относительного ветра (датчики направления и скорости ветра планируются установить в двух уровня 20 и 50 м на парусном судне), температуру, давление. Поискал по сети, но кроме Data Mation ничего путного не увидел. Прошу
подсказки.
NNV



pribor
Участник
Письмо
# Дата: 23 Ноя 2007 12:38


NNV
Есть софт отображения данных метеодатчиков - МиниКрамс, Maritor и др. Одни дороги, другие не наглядны.

На какие датчики софт? Или сначала софт, а потом датчики?
Без температуры и давления, чистый ветер по вашему заказу(завод) под 100 тыс.руб, а станция типа миниКРАМС там одна программа под 1000 тыс.руб.
Метеорология -это отнюдь не дешево в части оборудования:)

Oblak
Участник
Письмо
Болгария, София
# Дата: 24 Ноя 2007 18:40 - Поправил: Oblak


датчики ......... ветра планируются установить в двух уровня 20 и 50 м на парусном судне
NNV
чистый ветер по вашему заказу(завод) под 100 тыс.руб( 4121 USD ), а ..... там одна программа под 1000 тыс.руб.
Метеорология -это отнюдь не дешево в части оборудования:)

pribor

Что не дешево, я согласен. Однако случай не такой однозначный.
Подумайте что ето за судно с мачтой в 50 м высотой. Ето большой парусный корабль. Издержка такого судна сама по себе очень дорогая -- портовые таксы, зарплаты екипажа, текущие консумативы, ремонтные работы и т.д. Моя мысль в том, что в етом случае понятия "дорого"/"дешево" являются весьма относительними. Может быть NNV-у надо уточнить существуют ли какие-то лимиты, бюджеты, сроки и т.п.

P.S. - Кстати, мне лично было бы очень интересно узнать и о каком конкретном судне идет речь. :))

. 1 . 2 . >>
Ваш ответ

          Отменить *Что это?

 » Логин  » Пароль